Annie Leibovitz Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz) является сегодня одной из самых талантливых и уважаемых фотографов не только в Америке, но и во всем мире. В течение своей карьеры она успела поработать в самых разных жанрах фотоискусства – пейзаж, натюрморт, интерьерная съемка, обнаженная натура, репортажные и жанровые зарисовки. Однако, серьезную известность ей принесли, прежде всего, портретные работы, в которых в наибольшей степени раскрылся ее талант фотохудожника. Ей позировали знаменитые певцы и музыканты, крупные политики и общественные деятели, писатели и художники. На протяжении своей творческой деятельности Энни довольно редко давала интервью, предпочитая оставаться не на виду у публики. Поэтому, несмотря на то, что ее фотоработы знакомы практически всем, многие до сих пор затрудняются ответить, какому же фотографу принадлежит авторство этих снимков. Альбом автора: http://vk.com/album-52811981_174519308 Энни Лейбовиц родилась 2 октября 1949 года в местечке Вестпорт в пригороде Уотербери (штат Коннектикут, США). После окончания школы она поступила в Институт искусств Сан-Франциско. Во время поездки в Японию после второго курса она серьезно увлеклась фотоискусством, что заставило ее после возвращения домой записаться на вечерние курсы фотографии. Уже будучи на третьем курсе, она неожиданно бросила институт и уехала в Израиль. Там она в течение полугода работала в археологической экспедиции на раскопках дворца царя Соломона, жила в киббуце и попутно много фотографировала. По ее собственным воспоминаниям именно в Израиле ей впервые пришла мысль стать профессиональным фотографом. И после того, как ей на глаза попались несколько номеров журнала «Rolling Stone» с фотографиями музыкантов, Энни, наконец, поняла, чем хочет заниматься всю оставшуюся жизнь. Надо же было такому случится — в 1970 году Лейбовиц познакомилась с основателем и главным редактором журнала «Rolling Stone» Дженом Уэннером. Всерьез заинтересовавшись ее работами, он дал ей первое самостоятельное задание. Спустя всего несколько лет она уже стала главным фотографом «Rolling Stone». Этот журнал в то время являлся наиболее популярным в музыкальном мире, причем среди музыкантов даже порой велось своеобразное соревнование за попадание на обложку. Проявив себя как опытный и талантливый фотограф, Энни Лейбовиц в течение тринадцати лет занималась съемками знаменитых актеров, политиков и музыкантов для журнала «Rolling Stone». В 1970-х годах она сделала множество снимков ставших впоследствии иконами музыкальной фотографии. Ей позировали такие известные личности, как Боб Дилан, Боб Марли, Патти Смит и множество других суперзвезд. В 1975 году она стала официальным фотографом группы Rolling Stones во время их американского турне. По заданию журнала в декабре 1980 года она фотографировала Джона Леннона и Йоко в связи с выходом альбома «Double Fantasy». Сама съемка заняла много времени, поскольку приходилось все время менять планы и начинать заново. Первоначально она собиралась сфотографировать одного Джона, но он потребовал, чтобы супруга была рядом. Затем Энни попросила их раздеться, но Йоко категорически отказалась обнажаться ниже пояса. В результате она решила оставить Йоко полностью одетой и попросила звездную пару лечь на диван, еще не очень представляя, что хочет получить в конечном итоге. Они вместе с интересом разглядывали первый получившийся снимок, и тогда Джон Леннон сказал Энни: «Пообещай мне, что это будет на обложке». По иронии судьбы, через пять часов после фотосессии, знаменитого на весь мир музыканта не стало. Он был убит, а Энни Лейбовиц выполнила свое обещание и ее фотография была напечатана на обложке «Rolling Stone». В 2005 году этот снимок был признан Американским обществом издателей журналов лучшей журнальной обложкой за последние 40 лет. Интересно, что второе место издатели присудили также работе Энни Лейбовиц – обложке журнала Vanity Fair (за август 1991 года) с фотографией беременной актрисы Деми Мур. В «Vanity Fair», самый «звездный» журнал, Энни перешла в 1983 году, а в начале 90-х открыла собственную фотостудию в Нью-Йорке. В 1989 году знаменитой американской писательнице Сьюзан Зонтаг потребовалась фотография для суперобложки готовящийся к выходу книги «СПИД и его метафоры» («AIDS and Its Metaphors») и она обратилась к Лейбовиц. Ее знакомство с Энни обернулась для обеих долголетней дружбой. Сама Зонтаг живо интересовалась фотоискусством, ее книга «О фотографии» («On Photography»), вышедшая в 1977 году, даже получила престижную премию Национального совета литературных критиков. Сьюзан Зонтаг оказала серьезное влияние на творчество Энни Лейбовиц, по сути, став ее партнером и дельным советчиком. Так, именно под влиянием Зонтаг Энни отправилась в 1993 году в Сараево во время военных действий, где она вскоре сделала свою известную фотографию «Велосипед мальчика убитого снайпером» («Fallen Bicycle of Teenage Boy Just Killed by a Sniper»). В соавторстве с Сюзанной Зонтаг Энни в 1999 году выпустила книгу «Женщины» («Women»), являющуюся портретом представительницы прекрасного пола конца XX века. В этой уникальной книге было собрано около двухсот фотографий женщин: учителя и солдаты, космонавты и шахтеры, артисты и политики, дочки и матери, разных национальностей, вероисповеданий и возрастов. Еще одна ее фотокнига — «Жизнь фотографа: 1990-2005» («A Photographer’s Life: 1990-2005») – стала своеобразным дневником, криком души и исповедью Энни Лейбовиц. Больше половины снимков в этом фотоальбоме являются глубоко личными для нее. Это и ее путешествия с Сьюзен Зонтаг, и рождение ее первого ребенка, и фотографии свадьбы ее родителей и трагическая смерть Зонтаг в декабре 2004 года. Отличие Энни Лейбовиц от других успешных фотографов заключается в том, что она использует метод, который часто называют псевдо-репортажным. «Работая для «Rolling Stone», я очень интересовалась журнализмом и полагала, что именно этим я и занимаюсь, но это было не так. Для меня было более важным иметь возможность выразить свою точку зрения. Поэтому я, в конце концов, стала называться «Портретным фотографом». В портрете фотограф может настаивать на своей точке зрения», – сказала она однажды в одном из своих интервью. Таким образом, если большинство портретистов пытается разговорить модель, вызвать те или иные эмоции, заставить забыть о фотоаппарате, то для Энни Лейбовиц, никогда не обладавшей такой способностью, главным стала необходимость найти определенную тему. Она старается свести управление моделью к необходимому минимуму, достаточному для того чтобы подчеркнуть найденную тему и отстоять свою точку зрения, в остальном же пытаясь честно фиксировать действительность. Такой подход к портретному фотоискусству находит как своих приверженцев, так и противников. Многие критики считают, что портретная съемка состоит, прежде всего, в необходимости фиксировать человека, а не пытаться суммировать в одном изображении свое представление о нем. Тем не менее, такой противоречивый подход к своей работе не помешал Энни Лейбовиц стать одной из самых уважаемых и известных фотографов современности, ведь она всегда умела превратить фотографию в определенную историю, полноценный рассказ о внутреннем мире человека, в который мы можем заглянуть благодаря фотокамере.

Теги других блогов: портреты фотография Annie Leibovitz